Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена
11.04.1857 − Император Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла
13.04.1902 − В Санкт-Петербурге прошли испытания первого российского троллейбуса
18.04.1924 − В Москве пущен первый автобус
15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг

Успеть на Олимпиаду

Cкоростной транспорт сегодня — это и самолеты, рассчитанные на сотни пассажиров (опирающиеся на воздух), и многоместные тысячетонные поезда (опирающиеся либо на стальные рельсы, либо на магнитную подушку). Но мы все больше и больше времени проводим не в них, а в небольших легковых автомобилях, катящихся на пневматических шинах по асфальту. Как правило, в гордом одиночестве.

Автомобиль компактен, работает без расписания в любое время суток, движется в любом направлении, была бы только дорога. Дальние поездки на автомобиле тяжелы — скорость мала, жизненное пространство ничтожно, риск аварии высок, дороги плохи, придорожный сервис отсутствует или опасен для здоровья. Более комфортны так называемые «дома на колесах», оснащенные всеми удобствами. Но дороги остаются те же — не разгонишься.

Не надо отчаиваться — выход есть. Необходимо сделать автомобиль раз в пять более аэродинамичным, снабдить его стальными колесами и установить на два специальных полых рельса. При высокой скорости движения система «стальное колесо — рельс» имеет в сто раз более низкое сопротивление качению, чем система «пневматическая шина — дорога». Чтобы рельсы не звенели, необходимо заполнить их высокопрочным композитом, предварительно натянув в них усилием до 250—300 тонн специальную арматуру — струну, набранную из нескольких сот высокопрочных проволок диаметром 3—5 мм каждая. Эти сверхровные, прочные, очень жесткие и компактные (шириной 10 и высотой 20 см) рельсы-струны можно поднять на 6—8 м над поверхностью земли, уложить на ажурные опоры с шагом 35—40 м (для снижения землеотвода и повышения безопасности).

СТЮ отличается низким удельным расходом энергии при высоких скоростях движения, большим сроком службы, невысокими эксплутационными издержками, низкими капитальными затратами на строительство и высокой провозной способностью. Это обеспечивает малую себестоимость перевозок (0,25 руб. за 1 пасс.–км).
А это означает, что билет до Сочи за 800 рублей обеспечивает рентабельность пассажирских перевозок свыше 100%. Поэтому СТЮ быстро окупится, и инвесторам выгодно будет вкладывать деньги в строительство рельсо-струнной дороги.
Железная дорога? Нет, поскольку отсутствуют столь дорогие сердцу железнодорожников шпалы, балластная призма, мосты, путепроводы. Это струнная транспортная система, проще говоря, транспорт будущего, удешевляющий перевозки минимум в 10 раз.

Для получения еще большей ровности пути, недостижимой на традиционных балочных эстакадах, рельс-струну на каждом пролете можно выполнить со строительным подъемом — выгибом вверх на величину деформации рельсо-струнного пролетного строения под движущимся с высокой скоростью подвижным составом — около 20 мм в центре пролета. Тогда по такому идеально ровному пути, имеющему относительные неровности на пролетах не более 1/5000 (у капитальных мостов на высокоскоростных железных дорогах аналогичный показатель составляет 1/800) и вертикальные радиусы кривизны рельса-струны под колесом и над опорой, равные 5 000—10 000 метров, можно будет двигаться со скоростями до 500 км/час.

При этом, учитывая наличие демпферов на каждой опоре, упругой прослойки между ободом и ступицей колес и мягкой подвески корпуса движущегося модуля, высокоскоростное движение будет тихим, безударным, без скрипа и скрежета, так как на всем протяжении пути не будет температурных деформационных швов. Головка рельса будет сварена в одну плеть, сварные швы — зашлифованы, а на колесах модуля не будет реборд — их заменят боковые направляющие и противосходные ролики. Принципиально новая высокоскоростная транспортная система именуется СТЮ — струнный транспорт Юницкого.

Одно из главных его достоинств — безопасность. Рельсовый автомобиль — юнибус — физически не может сойти с рельсов-струн. Противосходная система не позволит оторвать его от путевой структуры даже подъемным краном.

К безопасности прибавим экономичность — обтекаемому десятиместному юнибусу для достижения скорости 360 км/час нужен двигатель мощностью всего 200 кВт. Для сравнения: аналогичному по вместимости и размерам автомобилю для движения с такой скоростью требуется в восемь раз более мощный двигатель.

В таком рельсовом автомобиле, где есть все системы жизнеобеспечения, аудио- и видеосистемы, комфортные сидячие и спальные места, в котором можно стоять во весь рост, возможны поездки на любые расстояния, в том числе из Москвы в Сочи.

Многочисленные обширные водные преграды на трассе будут преодолены пролетами с расстоянием между опорами в 500—1 000 м по типу висячих и вантовых мостов, только раз в пятьдесят более дешевых. Двухпутная рельсо-струнная путевая структура СТЮ имеет массу всего 280 кг на один погонный метр, а высокоскоростной юнибус — около 2 500 кг, и устроить такую дорогу с пролетами даже в два и более километра не составит особого труда.

Более высокую скорость в дальней дороге обеспечат более мощный двигатель юнибуса (285 кВт) и его высокое аэродинамическое совершенство. Уже достигнут коэффициент аэродинамического сопротивления юнибуса, равный 0,08. При продувках в аэродинамической трубе модели юнибуса получены еще более низкие значения этого коэффициента — 0,075. Это означает, что при указанной мощности двигателя развивается скорость 500 км/час; расстояние между крупными городами в 500—700 км такой рельсовый автомобиль проскочит за 1,1—1,5 часа. А путешествие из центра Москвы в центр Сочи (1 580 км) займет 3,5 часа.

Чтобы не возить с собой 300—400 литров топлива, трассу лучше электрифицировать, расположив контактный провод на изоляторах сбоку от рельса-струны.

Пассажиры смогут путешествовать по этой трассе не только в Сочи, но и в Тулу, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск и другие города, через которые пройдет высокоскоростная трасса СТЮ. Экономя при этом значительное количество топлива, что весьма актуально, так как еще до истечения срока службы рельсо-струнной магистрали (100 лет) запасы нефти на планете иссякнут. Экономия поражает воображение: если пассажиропоток по трассе СТЮ составит в среднем 50 тысяч человек в сутки, то за столетний срок ее службы расход топлива в сравнении с авиационными перевозками на этих же маршрутах будет снижен примерно на 150 млн. т. При нынешней стоимости топлива экономия превысит 3 трлн. руб. (более $120 млрд.).

Благодаря низкой материалоемкости рельсо-струнной путевой структуры и опор, компактности инфраструктуры, простой технологии изготовления и монтажа, высокой скорости поточного строительства и дешевизне юнибусов, потребуются невысокие инвестиции в СТЮ. С учетом затрат на подвижной состав и инфраструктуру они составят 35—40 млн. руб. ($1,4—1,6 млн.) на один километр протяженности двухпутной высокоскоростной трассы, что в 30—40 раз дешевле других высокоскоростных транспортных систем: железной дороги в эстакадном исполнении и дорог с магнитным подвешиванием экипажей. Стоимость высокоскоростного СТЮ «Москва — Сочи» под «ключ» может быть оценена в 61 млрд. руб. ($2,4 млрд.). Такая дорога может быть введена в строй в 2013 году — за год до начала зимней олимпиады в городе Сочи.

Высокоскоростной юнибус конструктивно не сложнее обычного микроавтобуса. В пересчете на одного пассажира его стоимость будет невысокой, до 100 тыс. руб. на одно посадочное место. Это в 20—25 раз ниже себестоимости одного места в самолете или высокоскоростном поезде.

СТЮ отличается низким удельным расходом энергии при высоких скоростях движения, большим сроком службы, невысокими эксплутационными издержками (даже зимой трассу не нужно чистить от снега и льда), низкими капитальными затратами на строительство и высокой провозной способностью. Это обеспечивает малую себестоимость перевозок (0,25 руб. за 1 пасс.-км). А это означает, что билет до Сочи за 800 рублей обеспечивает рентабельность пассажирских перевозок свыше 100%. Поэтому СТЮ быстро окупится, и инвесторам выгодно будет вкладывать деньги в строительство рельсо-струнной дороги.

Несмотря на малую вместимость юнибусов, объем высокоскоростных пассажирских и грузовых перевозок по СТЮ будет весьма значительным. Начинать эксплуатацию такой дороги можно со скоростей 300—350 км/час. По мере совершенствования автоматической системы управления потоком рельсовых автомобилей, улучшения организации движения эту скорость в течение 3—5 лет можно поднять до 500 км/час, сократив расстояние между соседними движущимися юнибусами на трассе до 1 000 м. Тогда объем пассажирских перевозок десятиместными модулями по двухпутной трассе составит более 200 тыс. пассажиров в сутки или 73 млн. человек в год. Конструкционная же провозная способность СТЮ еще на порядок выше, более миллиарда пассажиров в год. При этом соблюдается ограничение — на одном пролете одновременно должно находиться не более одного юнибуса, а при невысоких скоростях движения — до 3 юнибусов.

Часть пассажирских юнибусов можно заменить грузовыми. Хотя их грузоподъемность будет и невысокой, до полутора тонн, по СТЮ можно будет перевозить с высокой скоростью около 10 млн.т в год различных грузов — продуктов питания, ТНП, почты.

СТЮ даст возможность наряду с решением основной функциональной задачи — быстрой, безопасной, комфортной, экономичной и экологичной доставки пассажира в пункт назначения — решать эстетические функции. Большая площадь остекления, комфортные сидения юнибусов, «бархатный» путь превратят обычную дорогу в наслаждение окружающей природой с высоты птичьего полета. Ажурные конструкции пути, опор, компактные и архитектурно выразительные станции хорошо впишутся в ландшафт местности без ущерба экологии, без разрушения даже мелких природных элементов. Каждый комфортный и уютный юнибус будет снабжен системой кондиционирования воздуха, пассажирам будет предоставлен широкий выбор дополнительных услуг: многоканальное музыкальное и телевизионное вещание, междугородная телефонная связь, специальные услуги для бизнесменов, пассажиров с детьми и инвалидов. Юнибусы герметичны, а современные системы жизнеобеспечения исключат загрязнение окружающей среды.

Мы работаем над проектом более 15 лет. А сама идея рельсовых автомобилей, буквально летящих по воздуху, появилась еще 30 лет назад. Сегодня имеются все возможности для того, чтобы спроектировать рельсо-струнную дорогу любой протяженности, а также рельсовые автомобили для нее, как городские, со скоростью движения до 120 км/час, так и высокоскоростные междугородные — до 500 км/час.

В силу своих технико-экономических, экологических и социально-политических преимуществ в XXI веке струнные дороги неизбежно опояшут весь земной шар, так как мировая потребность в таких дорогах «второго уровня» составляет 20—30 млн. км.

Анатолий ЮНИЦКИЙ, генеральный конструктор СТЮ